Из журнала "Вестник Древней
истории",
раздел "Публикации", стр. 136-138.)
Р. Д. Шуринова
МАСКА ФАРАОНА ПЕПИ II
Одна из многих древнеегипетских масок
собрания Отдела древнего Востока
Государственного музея изобразительных
искусств им. А. С. Пушкина привлекает к себе
особое внимание уже потому, что числится в
инвентаре как маска Пепи II (фараона VI династии).
Вместе со всем собранием В. С. Голенищева она
попала в музей в 1911 г. и имеет теперь инвентарный
номер I, Iа 4686. В инвентаре В. С. Голеншцева она
числилась под номером 4030. Место и обстоятельства
находки ее неизвестны, но, видимо, у В. С.
Голенищева были основания для атрибуции
памятника так определенно и категорично. Не
случайно, надо полагать, находится в его
коллекции и рельеф из погребения Пепи II с его
картушами. Следовательно, перед нами весьма
редкий памятник - одна из древнейших
погребальных масок, которых сохранилось мало.
Что мы имеем дело с одной из масок древнейшего
времени, видно по ее цвету: она чуть
желтовато-белая. Такими маски были только в пору
Древнего и Среднего царства. Причем гораздо
больше данных для отнесения нашей маски ко
времени Древнего царства. Глаза маски очень
большие, с узкими длинными уголками, особенно
внутренними, заходящими даже на спинку носа.
Верхние веки сильно выгнуты. Рельефные валики
окаймляют веки и образуют брови. Все это хотя и
встречается и в ранний период Среднего царства,
но лишь в отдельных случаях, как, например, на
рельефе XI династии с изображением парикмахера
Инену (Бруклинский музей) 1, и в целом более
типично для времени Древнего царства. Такую
трактовку глаз можно отметить у большинства
скульптур IV-VI династий, например,- портретные
статуи Нофрет и Рахотепа, Ранофера и др. (IV дин.,
Каирский музей) 2, статуи писца Каи, Уртсена (V дин.,
Лувр) 3, рельеф из скального храма при пирамиде
фараона Сахура в Абусире и рельефы из гробницы
Хаэмхесета (V дин., Каирский музей) 4, наконец,
статуэтка фараона Пепи I, совершающего
жертвоприношение вином (VI дин., Бруклинский
музей) 5 - самая близкая из всех аналогий нашей
маске, а также мужская статуя из Саккара (VI дин.,
Каирский музей) 6.
Обычна для Древнего царства и форма рта,
большого, с широкими губами, едва суживающимися к
уголкам и обведенными контуром, выступающим
острым ребром, как это видно и на названных выше
памятниках. Над верхней губой на маске
нарисованы щегольские, тщательно подбритые
узкие усики - деталь, которая не наблюдается в
портретах другого времени, кроме Древнего
царства (начиная с III дин.)- Можно вспомнить рельеф
с изображением визиря Хесира (III дин., Каирский
музей)7:, статуи царевича Рахотепа и вельможи
Кека, головы мужских деревянных статуй Каирского
музея V-VI династий 8 и др. Причем, большее
количество изображений с усами встречается
ближе к V-VI династии. Видимо, в те времена была
более распространена мода носить усы.
Небезынтересно исключительное качество
картонажа, из которого, как обычно, сделана маска,
т. е. из нескольких рядов полотна, спрессованного
со слоями гипса. Картонаж плотный и тонкий.
Полотно для его изготовления взято белое и очень
тонкое, редкого плетения, насчитывающее примерно
20x22 нити на один квадратный сантиметр. Оно резко
отличается от обычных бурых холстов, изредка
сравнительно тонких, а как правило, очень грубых,
использовавшихся для других картонажей. Гипс
мелкомучнистый, слои его так тонки, что скорее
похожи на пропитку ткани. Особенно тонок верхний
слой, сквозь который отчетливо проступает
структура полотна. Идеально гладкая, без
малейшей шероховатости поверхность маски не
окрашена. По бело-желтоватому гипсовому тону
сине-черной краской нарисованы брови, глаза, усы
и тесемки для подвязывания искусственной
бородки. Эта краска имеет пористую структуру и
ложится рельефно, выступающим слоем. Зрачки
сделаны черной краской, ложащейся тонким плотным
слоем. В уголках глаз обозначены слезные бугорку.
Неиобычное качество картонажа позволяет
предполагать в заказчике особу высшего ранга. В
особенности заставляет думать об этом светлый
силуэт, который мог остаться только от раздутой
части змейки-урея, и два круглых отверстия,
служивших для прикрепления диадемы на головном
уборе. Несомненно, это была царская диадема, и
столь же несомненно, что маска принадлежала
фараону.
В связи с назначением египетских погребальных
масок служить двойником для души умершего они
должны были быть непременно портретными, подобно
скульптурным изображениям, стоявшим в гробницах.
Поэтому, казалось бы, нет ничего проще, чем
установить, воспроизведены ли в маске черты Пепи
II, сравнив маску с его скульптурными портретами.
Но, к сожалению, портретных изображений этого
фараона сохранилось мало и далеко не всегда в
хорошем состоянии. Бронзовая статуя,
представляющая Пепи II идущим вместе со своим
отцом фараоном Пепи I (Каирский музей) 9, сильно
попорчена коррозией и к тому же Пепи II изображен
здесь ребенком. Это, правда, не может иметь
принципиального значения, поскольку возраст,
возрастные признаки и особенности еще не были в
те времена предметом внимания и интереса ни
художника, ни заказчика. По этой статуе можно
заключить, что лицо Пепи II было круглым, с
относительно коротким носом и маленьким
подбородком. Имеется еще алебастровая статуя
Пепи II, представляющая его сидящим на коленях у
матери - царицы Анхнес-мери-ра (Бруклинский музей)
10. Как видно на репродукции, помимо уже
отмеченных пропорций лица, которые идентичны с
другими изображениями этого царя, судя по следам
росписи, эта статуя Пепи II изображает его с усами.
В лице этой статуи больше сходства с маской ГМИИ,
чем у портретных изображений Пепи I, совршающего
жертвоприношение вином и сидящего на троне и из
того же Бруклинского музея. На последней статуе
тоже видны остатки когда-то нарисованных усов, но
черты лица отличаются от нашей маски большей
развитостью подбородка.
Сравнительному анализу портретов Пепи II и маски
мешает, конечно, плохое состояние маски. Картонаж
очень поврежден, он обломан и деформирован по
краям, в особенности на щеках. Сохранилось только
лицо - и то разломанное на два куска - часть
головного убора (общий размер картонажа
достигает 23 см высоты и 10 см ширины). Картонаж
загрязнен, помимо мелких темных пятен на правой
щеке имеется большое сургучно-красное пятно. На
поверхности мелкие и крупные трещины, осыпи
гипса, в особенности в местах сломов, а также на
бровях и подбородке. Под подбородком сорван
верхний слон полотна. На правой щеке вздутия и
деформация,- видимо, результат воздействия
сырости. Помимо отверстий на головном уборе,
имеются три продолговатых сквозных отверстия на
подбородке, служивших, видимо, для укрепления
искусственной бородки. Однако при всем этом
пропорции лица не изменены. И при такой
сохранности маски вполне можно говорить о
высоком художественном уровне работы и
техническом мастерстве ее исполнителя. С большой
тщательностью передана например, форма носа,
короткого, с изящной, чуть заметной горбинкой, с
крутыми маленькими ноздрями и круглыми
сквозными отверстиями ноздрей. Поэтому, как
кажется, сходство маски с другими изображениями
Пепи II весьма значительно и позволяет с довернем
отнестись к указанию инвентарной записи В. С.
Голенищева, определяющей маску как
принадлежащую Пепи II.
Примечания:
1. "Egyptian Art in the Brooklyn Museum Collection", 1952, рис. 25
(далее - "Egyptian Art" ).
2. "Agyptishe Kunst aus den Sammlungen des Museums in Cairo", Text von M.
Vilimkova, Praha, 1962 (далее - Vilimkova), табл. 4 и 5.
3. "Encyclopedie photographique de l'art. Musee du Louvre 1", Р., 1935
(далее - "Enc. phot1.>>), стр. 29, 33 и 39.
4. Vilimkova, табл. 17 и 25.
5. "Egyptian Art", рис. 20.
6. Vilimkova, табл. 30-31.
7. Vilimkova, табл. I, 6 п 7.
8 "Enc. Phot.", стр. 11; Vilimkova, табл. 4; "5000 Jahre Aegyptishe
Kunst, Austellungin Villa Hugel", Essen, 1961, № 36.
9. J. Vandier, La Statuaire egyptienne, Р., 19-38, табл. VII, 1 - 2.
10. "Egyptian Art", рис. 19.
11. Там же, рис. 20-21.