Надписи строителей пирамид как исторический источник

Т.Савельева

Скорописные надписи строителей, сделанные большей частью красными, изредка черными чернилами, обнаружены на каменных плитах пирамид, храмов и других припирамидных сооружений, а также гробниц в некрополях Древнего царства возле современных поселений - Саккара, Медум, Гиза и Абусир. Новые публикации и изучение надписей за последние 20 лет1 позволяют в настоящее время поставить вопрос о том, кем были строители пирамид.

Большая группа надписей на известняковых плитах содержит наименования рабочих отрядов строителей и их подразделений, иногда с указанием даты: года, месяца и дня, как, например, в одной гизехской мастаба конца IV династии2. Установлено, что надписи были сделаны не на месте строительства во время кладки, а еще в каменоломнях. Этим объясняется, почему они расположены на каменных плитах пирамид, храмов и других припирамидных сооружений в разном положении по отношению к почве: то вертикально, то горизонтально, иногда в перевернутом виде, часто пересечены рабочими пометками: линиями и треугольниками, нанесенными уже во время укладки камней. В припирамидном храме царя IV династии Менкаура надписи были найдены и на внутренней кладке основания стен, сложенного из плит грубого иэвестняка местной каменоломни, расположенной вблизи пирамиды. Но большинство надписей строителей было обнаружено на облицовочных плитах высококачественного белого известняка заречных каменоломен3. О том, что это не было случайностью, свидетельствуют другие надписи Древнего царства. О доставке известняка для облицовки из каменоломен Туры сообщает надпись Дебехни: "...был доставлен камень иэ Туры (rA-Aw) для облицовки (ain) там культового помещения вместе с двумя ложными дверями и стеной в эту гробницу4. В надписи Уны VI династии говорится о царском приказе "казначею бога" отплыть вместе с ополчением, подчиненным капитану, «чтобы доставить (мне) этот саркофаг из Туры (rA-Aw). Прибыл он с ним («казначеем бога») в большом судне резиденции вместе с крышкой, ложной дверью, дверной перемычкой (?), двумя косяками двери и жертвенной плитой"5. В письме военачальника VI династии, написанном на папирусе, сообщается о прибытии в каменоломни Туры специального грузового судна для перевозки камня (wcx.t)6. Такие же грувовые суда для перевозки камня, отправленные в каменоломни Нубии и Хатнуба, упоминаются в надписи Уны7.

 

С привозом строительного камня из заречных каменоломен, по-видимому, было связано и обозначение рабочих отрядов, наименования которых ермином  (apr) - сохранились на каменных плитах пирамид, храмов и гробниц Древнего царства. Зете установил, что этот термин, первоначально обозначавший «судовой отряд», впоследствии был перенесен на рабочие отряды каменоломен. В том, что отряды каменоломен состояли не из моряков, а из рабочих, не позволяет усомниться их изображение с орудиями труда в руках на стене припирамидного храма царя V династии Сахура8. Свое первоначальное значение термин apr сохранил и во времена Древнего царства, поскольку в надписях того времени, в том числе и в наскальных надписях каменоломен, часто упоминается "отряд молодых моряков" (apr nfr.w) посылаемых на судах в  каменоломни, В то же время в погрузке и переправе каменных плит на грузовых судах, видимо, принимали участие и рабочие отрядов каменоломен, судя по тому, что их подразделения  (sA) носят наименования судовых вахт: "носовая вахта" (wAD.t sA) и "кормовая вахта" (nDs.t sA) и т.п.10

Как правило, рабочие отряды названы именами царей (личными и Хора), например: "Отряд "Как дружествен Менкаура" (apr cmr.w/j/ Mn-kAw-ra), "Отряд "Как велик Хоркахет" (apr Ўr-kA-Xt wr.w/j/)  . Надписи на каменных плитах и медных орудиях труда, найденных в каменоломнях, сообщают названия двух рабочих отрядов царя III династии Неферка, одного отряда царя IV династии Снофру, четырех отрядов царя IV династии Хуфу, трех отрядов IV династии Менкаура, трех отрядов царя Сахура и царя Ниусерра V династии 12. На каменных плитах некоторых гробниц, например верховного сановника IV династии Хемиуну и одного безымянного лица VI династии в некрополе Гизы, написаны одни только даты, названия рабочих отрядов отсутствуют. Юнкер объясняет это малыми размерами производства 13. Однако на каменных плитах упомянутой выше гробницы конца IV династии из Гизы, сооруженной в знак царской милости, как указывает Юнкер, упоминаются не только даты, но и рабочие отряды, названные именами царей. Следовательно, наименования рабочих отрядов указывались в тех случаях, когда гробница сооружалась на средства царя. Гробницы же Хемиуну и безымянного лица VI династии в Гизе, на каменных плитах которых не упомянуты названия отрядов рядом с датами, по-видимому, были построены на средства, их владельцев. Поэтому наименование отрядов рабочих каменоломен именами царей свидетельствует не столько о том, что отряды трудились над сооружением пирамидного комплекса царя, именем которого они названы, сколько о том, что та или иная постройка, не обязательно для царя, была построена на  царские средства.

На основании письма военачальника VI династии, в котором говорится о вызове в резиденцию “ополчения рабочих отрядов Туры” для получения ими одежды, и надписи царевича-военачальника Джати VI династии, ополчение которого получало в каменоломнях Вади Хаммамат ежедневный рацион от царя (“50 быков и 200 /голов/ мелкого скота”), Ю.Я.Перепелкин пришел к выводу, что ополчение работавших в каменоломнях находилось на царском содержании14. По мнению Н.М.Постовской, находка во время раскопок у подножья восточной стены пирамиды Хуфу части картуша с именем этого царя и четырех строк из надписи о сооружении пирамиды подтверждает сообщение Геродота о существовании такой надписи15. Геродот о ней говорит: «В египетской надписи, начертанной на пирамиде, обозначено, сколько истрачено на редьку, лук и чеснок для рабочих»16. Таким образом, сообщение Геродота подтверждает вывод Ю.Я.Перепелкина о том, что строители пирамид находились на царском содержании.

 

В упомянутом письме военачальника VI династии говорится об «ополчении рабочих отрядов Туры» (Ts.t n.t apr.w rA-Aw), которые он возглавлял. Сообщение в письме о потере этим ополчением, вызванным в резиденцию для получения одежды, шести дней вместо одного, как о помехе в работе (cnk kA.t) 17 свидетельствует о том, что ополчение было послано в каменоломни Туры для работы, а не для охраны экспедиции и наведения порядка среди рабочих каменоломен. Следовательно, рабочие отряды, посылаемые в каменоломни, входили в ополчение. Каждый отряд (apr) подразделялся на 4-5 вахт, большей частью носивших названия корабельных команд. В свою очередь каждая вахта, по мнению Райэнера, состояла из нескольких рабочих партий, упомянутых на каменных плитах припирамидного храма царя Менкаура: "Антилопа",   "Ибис»18 и т.п. Поскольку наименования самых мелких подразделений - рабочих партий отсутствуют во многих надписях строителей, Юнкер высказал сомнение в их существовании19. Однако выводы Райзнера подтверждаются названием рабочей партии - "Южная Ливия", сохранившемся на медном резце IV династии20.

Число рабочих в отрядах и их подразделениях нам неизвестно. Райзнер сделал очень приблизительные подсчеты, согласно которым каждая рабочая партия в каменоломнях во времена царя Менкаура или Шепсескафа могла состоять из 10-15 человек, вахта из 200-250 человек, рабочий отряд из 800-1000 человек21. Для более точного подсчета численности рабочих, входивших в ополчение, может служить надпись царевича-военачальника VI династии Джати, отправленного во главе ополчения в каменоломни Вади Хаммамат. В надписи перечислены:

«1000 людей дворца, 100 каменотесов, 1200 горнорабочих и 50 людей bw.t», составлявших "ополчение это многочисленное" (Ts.t tn a^A) Из надписи следует, что в ополчение входили не только рабочие, но и "люди дворца", рабочие же ополчения составляли 1350 человек.

 

Надпись Джати, в которой перечисляются каменотесы, горнорабочие и еще какие-то рабочие, свидетельствует о том, что в ополчении, снаряженном в каменоломни, имелись как чернорабочие, так и мастера. Однако экспедиция была отправлена не в известняковые каменоломни и отряды рабочих каменоломен (apr.w) в ней не упоминаются. Что касается этих рабочих отрядов, то в надписи на медном тесле, найденном Ф.Питри, сообщается о «мастере» (Hm.t) одного подразделения рабочего отряда царя Снофру. Других сведений относительно наличия мастеров в рабочих отрядах не сохранилось. Поскольку большая часть надписей строителей, организованных в рабочие отряды, сделана на грубо отбитых известняковых плитах, можно предположить, что число обученных ремеслу людей в рабочих отрядах было незначительно 23.

В надписи, найденной Юнкером в одной Гизехской мастаба VI династии, сообщается: "Второй месяц жатвы, день 11, ревизия состояния работы". Этот текст, по мнению Юнкера, свидетельствует о том, что даты, упоминающиеся в надписях строителей вместе с наименованиями рабочих отрядов и без них, были сделаны смотрителями рабочих и предназначены для контроля работы, выполненной работниками отрядов24. Наличие разных дат на каменных плитах одного и того же сооружения позволяет предположить, что на основании их надсмотрщики могли подсчитывать количество выработки рабочих, устанавливать ее норму и проверять выполнение работы. По разным датам, сохранившимся на стенах шахты упомянутой гизехской  гробницы VI династии, Юнкеру удалось подсчитать приблизительную норму ежедневной выработки одного каменолома – 2м3 камня25

 

В надписях упоминаются даты работы отрядов каменоломен и их подразделений в сезон жатвы (^mw) и в зимнее время года (pr.t). Эти сезоны работы одновременно упоминаются на каменных плитах пирамиды царя III династии Ху и гробницы Хемиуну IV династии27. Юнкером установлено, что каменные плиты для одного строительного объекта добывались одними и теми же строительными отрядами, а для отдельных помещений объектов - определенными подразделениями рабочих отрядов. Поэтому, даже учитывая переходной год в древнем Египте, можно сделать вывод, что рабочие отряды работали в каменоломнях по меньшей мере в течение двух сезонов одного года, а во время третьего сезона-наводнения сплавляли камень по Нилу к месту строительства, т.е. фактически работали в течение всего года. Это подтверждает вывод Ю.Я.Перепелкина о постоянном характере организации рабочих отрядов и уточняет сообщение Геродота о том, что во времена царя Хеопса (Хуфу) на строительстве пирамид работало все население Египта, в том числе и земледельцы28. На известняковых плитах пирамиды царя Хуфу сохранились наименования постоянных отрядов рабочих, обрабатывавших этих плиты в каменоломнях. Поскольку мы пришли к выводу о том, что рабочие отряды работали в каменоломнях не только в сезон наводнения, а также в период жатвы и зимы или в течение всего года и состояли не только из чернорабочих, но и из обученных ремеслу людей, нет никаких оснований для предположения, что значительную часть этих отрядов составляли земледельцы. В период разлива Нила сельское население Египта, видимо, принимало участие в строительных работах, отбывая свою государственную повинность, но лишь в качестве чернорабочих, вероятно, главным образом на переноске тяжестей. Поэтому оно могло входить в ополчение, состав которого менялся, но в постоянных рабочих отрядах его не должно было быть.

 

Организация рабочих каменоломен в многочисленные и постоянные отряды, работавшие либо в разные сезоны года, либо даже в течение всего года и находившиеся на полном царском содержании, позволяет высказать предположение, что основное ядро отрядов составляли царские рабы. Поскольку рабочие отряды известны со времени царя III династии Неферка, можно также предположить, что их создание первоначально было связано с покорением населения Дельты царями Верхнего Египта. Но окончательно вопрос о социальном положении рабочих каменоломен, организованных в отряды apr.w и их подразделения, может быть решен лишь в результате выясненияыл ли состав их работников постоянным или текучим. В настоящее время для решения вопроса нет данных.

Не проливает ли некоторый свет обнаруженное Гонеймом изображение ливийца с луком на одной из каменных плит пирамиды царя III династии Сехемхета29 на вопрос о возможности привлечения рабов-иноземцев на работу в каменоломни во времена Древнего царства? В связи с этим вопросом вызывает интерес наименование рабочей партии «кормовой вахты отряда Каму» - "Южная Ливия" (Txnw rcj), сохранившееся на медном резце IV династии, найденном Pay в каменоломне Нубийской пустыни30. Но само наименование отряда, в который входила названная партия рабочих, остается до настоящего времени загадкой.

 

На гранитных плитах припирамидного храма царя Менкаура сохранилась другая менее многочисленная группа мало еще изученных скорописных надписей. Райзнер установил, что эти надписи, сделанные красными чернилами, были нанесены на гранитные плиты в каменоломнях, а не на месте строительства. В надписях упоминаются другие отряды строителей - "мастеров нагорья" (hm.w.t smj.t), обозначенные термином  gS с различными наименованиями, из которых точное значение установлено только для одного - "правая сторона» (imj-wr.t). Райзнер, опубликовавший эти надписи, отказался от обычного перевода термина gS как "сторона" и "половина". Ссылаясь на текст из надписи Дебехни, он предлагает рассматривать термин gS как царское ведомство или управление строительными работами31. Однако, как любезно указал мне Ю.Я.Перепелкин, в приведенном Райзнером тексте из надписи Дебехни знак gS не обозначает имени существительного, он входит в состав предлога "к" (r-gS): «...когда (Его величество был на) ... дороге  к кладбищу () чтобы осмотреть работу, делаемую (у) пирамиды NTrj-mn-kAw-ra»32. Для надписей на гранитных плитах нам кажется более правильным перевод этого термина Грдзеловым в титулатурах жрецов часть», «отряд»33. Из одной надписи, опубликованной С.Хасаном, следует, что «отряды»» (gS.w) входили в ополчение (Ts.t) и состояли из «мастеров» (Hm.w.t): «писец ополчения пяти отрядов мастеров». Отряды gS.w были непосредственно связаны с кладбищем, как показывают титулатуры жрецов: "начальник отряда «правая сторона /большая/» кладбища" , «начальник отряда работников кладбища» 34. Таким образом, отряды состояли из работников некрополя, в том числе и мастеров, которых иногда направляли в каменоломни, главным образом, видимо, в гранитные, где для обработки каменных плит требовалась более квалифицированная рабочая сила, чем в известняковых каменоломнях. Квалифицированные рабочие, отправленные в каменоломни, назывались «мастера нагорья». Они входили в отряды, непосредственно связанные с некрополем и, по всей вероятности, соответствовавшие различным сторонам - частям некрополя. В надписи Дебехни сообщается, что по распоряжению его величества со строительства пирамиды царя Менкаура 50 человек рабочих было переброшено на сооружение гробницы Дебехни и для доставки всего необходимого «мастерской» (wab.t)35. В надписи Уашптаха, опубликованной С.Хасаном, упоминается должность "начальника мастеров мастерской" (Hm.w.t wab.t)36. Следовательно, центром организации ремесленников был некрополь строящейся пирамиды с мастерскими. За строительным материалом для этих мастерских «мастера нагорья» отправлялись в каменоломни.

 

В упомянутом тексте из надписи Дебехни говорится о том, что над сооружением гробницы Дебехни 50 человек должны были работать ежедневно, т.е. речь идет о постоянной работе, но, по-видимому, до окончания строительства гробницы. Далее в надписи сообщается о царском приказе не привлекать к каким-либо принудительным работам (wn.w.t) людей, строивших гробницу Дебехни37. Следовательно, по окончании строительства гробницы, эти работники некрополя могли снова привлекаться к государственным повинностям, как и другое относительно свободное население Египта. Из многочисленных надписей Древнего царства известно, что ремесленники выполняли работу также по сооружению гробниц для частных лиц, которые оплачивали их работу натурой на основании заключенной с ними сделки (xtm.t)38. можно предположить, что гробницы частных лиц они сооружали собственными орудиями труда, тогда как на медных орудиях рабочих отрядов каменоломен (apr.w) сохранились наименования этих отрядов, свидетельствующие о том,  что инструменты выдавались рабочим отрядов каменоломен и, следовательно, не были их собственностью. Об относительной свободе ремесленников некрополя - их праве выступать свидетелями при совершении купчей сделки в кладбищенском управлении - говорит текст купчей на дом второй половины Древнего царства, в конце которой перечисляются имена, должности и специальности свидетелей - жрецов и ремесленников некрополя39.

Все это позволяет предположить, что условия труда работников некрополей были иными, чем рабочих каменоломен, организованных в постоянные отряды (apr.w). В этом отношении интересны выводы Хелька о том, что жрецы мемфисского некрополя, управлявшие ремесленниками, пользовались некоторыми элементами самоуправления в противоположность гелиопольским жрецам, руководившим экспедициями в каменоломни и более тесно связанным с царской властью40.

------------------------------------------------

 

 

 

1. Единичные надписи строителей были обнаружены и опубликованы уже в конце XIX в. (Визе и Лепсиусом; и в начале XX в. (Ф.Питри, Барзанти и Борхардтом). Первую попытку прочитать, перевести и интерпретировать надписи сделал Зете в связи с публикацией результатов раскопок, произведенных Борхардтом в Абусире. Но более подробное изучение надписей с их дешифровкой, иероглифической транскрипцией, переводом и комментарием началось в 30-х годах Pay, Райзнером и Юнкером при опубликовании ими нового эпиграфического материала, обнаруженного в некрополях Медума, Гизы и в диоритовых каменоломнях Нубийской пустыни /L.Borchardt, Das Grabdenkmal des Konigs Sahure, Leipzig, 1913, Bd II, S,85-86;   A.Rowe, The Eckley B.Сохе expedition excavations at Meydum, 1929-30 ("Museum journal of the University of Pennsylvania", Vol.XXII, 1931, Nl), p.20-21;  A.Rowe, Provisional notes on the Old kingdom inscriptions from the diorit quarries ("Annales du Service des antiquites de l'Egypte", t.XXXVIII, 1938), p.391-393; G.A.Reisner,  "Mycerinus, Cambridge, Mass....,1931, p.78, 274-277;  H.Junker, Giza VIII,   Wien,  1947,  S.58-60;   Glza X,   1951,   S.69-81/.

В советской литературе интерпретация надписей сжато изложена Ю.Я.Перепелкиным при описании строительства пирамид в I т. «Всемирной истории»»  (под ред. Ю.П.Францева, М.  1955, стр. 176). Основной вывод Ю.Я.Перепелкина: "... главной рабочей силой при постройке пирамид были постоянные, строго упорядоченные, рабочие отряды", которые находились на  "царском содержании",   «... для постройки пирамид наряду с постоянными отрядами не могли не привлекаться в помощь им чернорабочие, и притом в большом количестве". Об организации горных работ и строительства см. также статьи И.М.Лурье ( Труды ИИНТ, Серия 1, 1934, вып, стр. 45-75)  и Н.А.Шолпо (Труды ИИНТ, Серия 1, 1936, вып.8, стр.137-160) .

 

2 Н.Junker, Giza X,  Abb.34-35,  Taf.20  a-e.

 

3 Ibid., S.69;   G.A.Reisner, Mycerinus, p.74-78; A,Rowe,  The Eckley B.Coxe expedition, p.21.

 

4 Urk  I,   S.20,   Z.4-6;   Wb I,   S.191   (ajn);  II, S.403 (rw.t);  IV,  S.92 (Sbx.t).  См. Перевод В.Хелька (W.Helck,  Untersuchungen zu den Beamtentiteln des agyptischen Alten Reiches,  Gluckstadt, 1954, S.102).

 

5 Ibid., S.99, Z.14-17; Wb II, S.4O7 (rwj.t); V, s.171 (gmH).  См. перевод А.Фахри (A.Fakhry, Stela of the boat-cagtan Inikaf, "Annales du Service des antiquites de l'Egypte", t.XXXVII, 1937, p.39).

 

6 B.Gunn, A sixth dynasty letter from Saqqara ("Annales du Service des antiquites de l'Egypte", t.XXV, 1925, p.243,252); A.H.Gardiner, An administrative letter of protest ("Journal of Egyptian archaeology, vol.XIII, 1927), p.79.

 

7 Urk I, S.107, Z.8, S.108,  Z.4.

 

8 L.Borchardt, Sahure, II, S.85-86.

 

9 G.Goyon,  Nouvelles inscriptions rupestres du Wadi Hammamat, Paris, 1957, pl.X.

 

10 G.A.Reisner, Mycerinus, pl.XI.

 

11 Ibid.; H.Junker, Giza  X,   Taf.20,   Abb  34.

Известен только один случай наименования отряда не именем царя - "KAmw"  на медном резце, обнаруженном Pay в диоритовой каменоломне Нубийской пустыни, датируемом им IV династией. Царское имя KAmw  известно для времени  гиксосов (A.Rowe, Provisional notes on the Old kingdom inscriptions), p.392-393, pl.LIX.

 

12 G.A.Reisner, Mycerinus, pl.XI,XII,   p.275; A.Rowe,   The Eckley В.  Сохе  expedition..., pl.VI,20-21; A.Rowe,  Provisional notes on the Old Kingdom inscriptions...,pl.LIX,  p.391-393;» W.M.F.Petrie, Meydum and Memphis III, London, 1910, pl.XXXVII, 40, p.9; L.Borchardt, Sahure I, S.92; II, S.85-86; L.Borchardt, Das Grabdenkmal des Konigs Neuserra,Leipzig, 1907, S.71; Junker, Giza Taf. 20, Abb.34.

 

13 H.Junker, Giza I, Abb.24; VIII, Abb.12,21; X, S.80.

 

14 «Всемирная история», т.1, M., 1955, стр.176; B.Gunn, A sixth dynasty letter from Saqqara, p.243; Urk I, S149, Z.10. Мы придерживаемся перевода Ю.Л.Перепелкина для термина Ts.t – «ополчение».

 

15 Н.М.Постовская, Археологические открытия в Египте ("Вестник древней истории", 1950, № 2),  стр.23.

 

16 Herod.  П, 125. См. перевод О.В.Кудрявцева (Хрестоматия по истории древнего мира, М., 1950),стр.35 .

 

17 A.H.Gardiner, An administrative letter of protest,  p.78-79.

 

18 G.A.Reisner, Mycerinus, pl.XI, p.276.

 

19 H.Junker, Giza X, S.79.

 

19 A.Rowe, Provisional notes on the Old kingdom inscriptions, pl.LIX, p.393.

 

21 G.A.Reisner, Mycerinus, p.276.

 

22 Urk I, S.149, Z.6-8; Wb I, S.454.

 

23 W.M.P.Petrie, Meydum and Memphis, pl.XXXVII, 40, p.43.

 

24 H.Junker, Giza VIII, Abb.21, S.58.

 

25 Ibid., S.59.

 

26 Ibid.; X, Taf.20a, Abb.34, 1, S.71.

 

27 Ibid.; I, Abb. 24, S.160; W.M.F.Petrie, Meydum and Memphis, pl.VI, p.9.

 

28 Herod. II, 124.

 

29 M.Z.Goneim, Horus Sekhem-Khet, Vol.1, Le Caire, 1957, pl.XI, fig.12.

 

30 A.Rowe, Provisional notes on the Old kingdom inscriptions, pl.LIX, p.393.

 

31 G.A.Reisner, Mycerinus, p.82-83. Мы следуем Ю.Я.Перепелкину в переводе термина Hm.w.t smj.t.

 

32 Urk I, S.18, Z.11-12.

 

33 B.Grdseloff, Deux inscriptions juridiques de l'Ancien Empire (“Annales du Service des antiquites de l’Egyptet.XXXXII, 1943), p.26.

 

34 S.Hassan, Excavations at Ciza, Vol.II, Cairo, 1930, pl.29; Urk I, S.47, Z.16; H.Schafer, Inschriften A.R.(Berlin), Bd.I, p.203.

 

35 Urk I, S.19, Z.l-3.

 

36 S.Hassan, Excavations at Giza, vol. II, p.5.

 

37 Urk I, S.19, Z.l-4.

 

38 См. перевод ряда подобных договоров в статье Ю.Я.Перепелкина (Меновые отношения в староегипетском обществе, - "Советское востоковедение", т.VI, 1949), стр .308.

 

39 См. перевод купчей сделки Ю.Я.Перепелкиным, там же, стр.304. Наши выводы подтверждаются документами Нового царства, в которых положение ремесленников освещено более полно (см. статью И.М.Лурье, Забастовка ремесленников фиванского некрополя во времена Рамсеса III - «Вестник древней истории", 1951, № 1, стр.221-232).

 

40 W.Helck, Beamtentiteln AR,  S.103-104.

____________

 

 

1961 г.

Hosted by uCoz